Болотников А. В.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ
СВЯТИЛИЩЕ?
Наказывает ли Бог верующего человека? Вопрос рито-рический.
Более того, не это является темой нашего с вамиразмышления. Сегодня
чаще звучит другой вопрос: чтоделать, когда видишь, что ушел слишком
далеко от Бога?Может ли человек возвратиться, или уже ничего невозмож-но
сделать и остается лишь двигаться по инерции? Доволь-но часто можно
услышать такую историю: “Я был верую-щим, но в молодости отступил
от Бога, совершив многогрехов. Я знаю, что Бог оставил меня, и теперь
уже поздно.Я слишком далеко зашел, и назад в церковь дороги нет”.Что
Библия говорит по этому поводу? Давайте вместе про-чтем историю,
записанную в Быт. 22:1.13, названную виудейской традиции “Акеда”.
Будем читать стих за стихом,вдумываясь в содержание и сопереживая
Аврааму. Прой-дем вместе с патриархом его нелегкий путь на гору
Мориа.
"И было, после сих происшествий Бог искушал
Ав-раама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Богсказал: возьми
сына твоего, единственного твоего,которого ты любишь, Исаака; и
пойди в землюМориа, и там принеси его во всесожжение на однойиз
гор, о которой Я скажу тебе."
Читая эти слова много раз, задумывались ли мы о том,что
означает “принести во всесожжение”? Ритуал всесо-жжения подробно
записан в Книге Левит, в 1-й главе. Воз-можно, у вас есть дети,
тогда задумайтесь о том, что пред-стояло бы вам совершить со своим
ребенком, если бы выбыли на месте Авраама. Представьте себе то,
что нужнобыло делать во время всесожжения. Читая Левит 1:4.9,попробуйте
отнести это не к жертвенному животному, а квашему сыну или дочери:
1) возложив руку на голову сына, его нужно заколоть;
2) дать стечь крови, затем частью крови окропить жер-твенник, а
оставшееся вылить к подножию жертвенника;
3) с него необходимо снять кожу, расчленить и вымытьвнутренности;
4) разложить на огне и дожидаться, пока все это превратится в дым,
восходящий к небу.
Ужасно, не правда ли? Сразу же возникают вопросы:“Как
Бог мог толкнуть Авраама на такую жестокость? Ивообще, был ли это
голос Божий?”На второй вопрос ответить легче. Библия говорит: “Богискушал
Авраама”. Моисей, величайший из пророков, немог ошибиться. Первый
вопрос несравненно труднее. Намне открыто, что мог подумать Авраам,
выслушав из устСамого Бога это повеление. Однако ясно одно: этим
пове-лением Бог как бы говорил патриарху: “Я разрываю Свойзавет
с тобой”. Действительно, сердцевиной Божьего за-вета с Авраамом
было обетование наследника. Именно наэту деталь завета Господь постоянно
указывал патриархус самого начала, после выхода его из Харрана,
из дома отцасвоего. Всякий раз, когда Бог являлся Аврааму, Он напо-минал
ему о Своем обетовании, из года в год повторяя клят-ву. Двадцать
пять лет ожидал Авраам исполнения обето-вания, и теперь, когда обетование
стало реальностью, Богзабирает у него его сына, и с этим уходят
в небытие всенадежды о великом народе и благословенном семени.Нам,
людям конца XX века, очень сложно понять та-кой ход мыслей. Даже
тем из вас, кому за семьдесят, у когоесть внуки или даже правнуки,
вряд ли придет в головузадуматься о том, что будет с вашими потомками
в шестомили седьмом поколении. Однако для людей, живших в тодалекое
время на Ближнем Востоке, сущим проклятиембыло знать, что род их
прервется, пусть даже и в десятомколене.
Тяжело было Аврааму от этого. Вряд ли снова повто-рится
чудо и стодесятилетняя Сарра снова забеременеет.Измаил изгнан и
уже не вернется. Чего еще можно ожи-дать? На что еще надеяться?
За что же Бог решил разорвать завет с Авраамом? Укого-то
сам вопрос вызовет возмущение. Как так, ведьАвраам . друг Божий!
Он же безгрешен! Такой взглядошибочен. Библия . не житие святых,
в котором подчер-киваются лишь лучшие стороны характера человека,
а пло-хие стороны замалчиваются, будто бы их нет. Библия рас-сказывает
нам всю правду о человеке, какой бы она нибыла.
В жизни Авраама были падения. Он дважды, желаяспасти
свою жизнь, предавал свою жену. Первый раз вЕгипте, второй . в Гераре,
перед самым рождением Исаа-ка. Грех этот имел тяжкие последствия.
В то время Египетнаходился на начальной стадии формирования своей
ре-лигии, основанной на магии, спиритизме и поклонениимертвым. Каким
великим могло бы оказаться влияние Ав-59раама на Египет, если бы
его не выгнали с позором. Бла-годаря такой “проповеди” впоследствии
египтянам труд-но было что-либо сказать о Боге, Творце неба и земли.
НоГосподь прощал Авраама.
Однако самым большим падением патриарха был грехс
Агарью. Не доверившись Богу, Авраам послушал Сарруи совершил ошибку,
последствия которой проявляются исейчас в арабо-израильском конфликте.
Большим просче-том было и то, что Авраам, в конце концов, изгнал
Агарь сИзмаилом из дома. Это было серьезным нарушением волиБожьей.
Ведь раньше, когда Авраам пытался сделать это,Господь велел Агари
вернуться.
Именно “после сих происшествий Бог искушал Авра-ама”
и велел ему принести своего сына в жертву. Тяжелыйпуть! Как сложно
в этой ситуации подчиниться воле Бо-жьей! Надо заметить, что в оригинале
во втором стихезаписано: “Бог сказал: возьми, пожалуйста, сына твоего”.Иными
словами, Господь предлагает, чтобы Авраам сде-лал всё это добровольно,
сам. Ведь Бог мог просто на-слать на Исаака какую-то болезнь, и
тот умер бы. Нет,Бог предлагает патриарху пройти этот тяжелый путь
вме-сте. “.На одной из гор, о которой Я скажу тебе”. Гос-подь Сам
ведет Авраама по этому нелегкому пути.Действительно, очень сложно
бывает идти именнотуда, куда указывает нам Бог. Особенно, когда
уже отсту-пил от Него, намного легче отступить еще на один шаг,нежели
на шаг приблизиться. Аврааму было намного лег-че ослушаться Бога,
нежели идти с ним туда, куда Гос-подь звал его. Какой же путь выбирает
Авраам?
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял
ссобою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего;наколол дров
для всесожжения, и встав пошел на мес-то, о котором сказал ему Бог.
Что же придало силы Аврааму следовать повелениюБожьему?
Кто-то может вспомнить Послание к Евреям,11-ю главу:
"Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву
Иса-ака и, имея обетование, принес единородного, о которомбыло сказано:
“в Исааке наречется тебе семя”. Ибо ондумал, что Бог силен и из
мертвых воскресить."
На первый взгляд может показаться, что Авраам ве-рил
в немедленное воскресение Исаака. Но этот текстничего не говорит
о времени воскресения. Действительно, патриарх верил, что Исаак
непременно воскреснет, как иМарфа верила, что брат ее Лазарь воскреснет,
и говорилаХристу: “Знаю, что воскреснет в воскресение, в последнийдень”
(Ин. 11:24). Но могла ли эта уверенность переве-сить всю тяжесть
того, что Аврааму предстояло сделатьсобственными руками со своим
сыном?!
Скорее всего, нет. Вероятно, что-то еще придавалоАврааму
сил. Посмотрим, что происходило дальше. Вер-немся к нашему отрывку:
На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел томесто
издалека. И сказал Авраам отрокам своим:останьтесь вы здесь с ослом;
а я и сын пойдем туда ипоклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраамдрова
для всесожжения, и возложил на Исаака, сынасвоего; взял в руки огонь
и нож, и пошли оба вместе.И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему,
исказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Онсказал: вот огонь
и дрова, где же агнец для всесо-жжения? Авраам сказал: Бог усмотрит
Себе агнцадля всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
“Бог усмотрит” . вот ключ к пониманию веры Авраа-ма.
Понимание того, что Бог желает сделать всё для наше-го спасения.
Как пишет апостол Петр во втором своем по-слании, Бог “долготерпит
нас, не желая, чтобы кто погиб”(2 Петр 3:9). Даже если путь, предлагаемый
Богом, ка-жется нам нелогичным или гибельным, в минуты размыш-лений
следует поставить авторитет Бога выше авторите-та собственных умозаключений.
Господь знает наше бу-дущее намного лучше, нежели мы собственной
логикой мо-жем спрогнозировать это будущее. Главное . доверить-ся
Его милости и провидению. Как часто мы путаем веру спростым знанием
или убеждением. Можно быть убежден-ным в том, что мир этот создан
Богом. Можно знать и со-глашаться с тем, что необходимо святить
субботу, но этоеще не вера.
Часто на евангельских программах встречаются люди,которые
говорят: “Я верю, что есть Бог и что Он любитменя, поэтому Господь
простит меня за мое нарушениесубботнего покоя. Ведь у меня большая
семья, и если меняуволят с работы, кто будет кормить моих детей?”
В ны-нешнее время кризиса эти слова кажутся веским аргумен-том.
Но давайте посмотрим с другой стороны. Человек,заявляющий такое,
в действительности лишь имеет позна-ние о Боге и Его заповедях,
но веры в Бога у него нет. Вме-сто этого у него есть вера в то,
что его уволят с работы и он не сможет прокормить свою семью. В
реальной жизнивера . это лишь то убеждение, которое побуждает нас
копределенным поступкам. Авраам верил Богу. Эта веране была лишь
простым созерцанием, она проявлялась впоступках, как записано в
послании Иакова: “Не деламили оправдался Авраам, отец наш, возложив
на жерт-венник Исаака, сына своего?” (Иак. 2:21). Авраам вы-бирает
нелегкий путь, но он предпочитает именно этот путьс Богом более
легкому пути без Бога.Каков же результат выбора, сделанного патриархом?Пройдем
вместе с Авраамом и Исааком последние шагина пути к вершине горы
Мориа.
И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроилтам
Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сынасвоего Исаака, положил
его на жертвенник поверх дров.И простер Авраам руку свою, и взял
нож, чтобы заколотьсына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему
с неба исказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал:не
поднимай руки твоей на отрока и не делай над нимничего; ибо теперь
Я знаю, что боишься ты Бога и непожалел сына твоего, единственного
твоего, для Меня .
Прочитав последние строки этого повествования, хо-чется
вздохнуть с облегчением: “Ну вот, Бог всего лишьиспытывал Авраама,
Он вовсе не хотел жертвы Исаака”.Однако повествование не заканчивается
на этом. Есть ещеодин стих в этой истории.
И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади
овен,запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел,взял овна,
и принес его во всесожжение вместо сынасвоего.
Господь не просто желал испытать послушание Авра-ама.
Этим повелением Бог хотел преподать патриарху дваважнейших урока.Во-первых,
это урок о заместительной жертве. Уме-реть надлежало Исааку, но
вместо него умер агнец. Авра-ам, возможно, не представлял себе Голгофского
креста, нона этом примере он мог явно увидеть спасение человече-ства.
За грех человека умрет “Агнец”, Которого Бог при-готовил для всего
мира, а человек будет жить.Во вторых, Авраам понял, что заместительная
жерт-ва . это решение всех проблем. Даже если завет с Богомна грани
разрыва и кажется, что уже нет пути назад, вы-ход все же есть: это
заместительная жертва. Своею смертью Агнец Божий перекинул мост
над пропастью, разде-ляющей Творца и человека, и восстановил нарушенный
че-ловеком завет.Имеет ли эта история значение для нас сегодня?
О,да! Гора Мориа и события, связанные с ней, имели ключе-вое значение
на всем протяжении библейской истории. Ис-полняя ритуал жертвоприношения,
требуемый левитскимзаконом, всякий израильтянин понимал значение
жертвы,которую он приносил, черпая свое познание из историиАвраама.Во
времена Соломона гора Мориа стала Горой Господ-ней. Там был сооружен
храм Богу Небесному. Сегодня нашХрам, наша Гора . на небе. Там ходатайствует
за нас Аг-нец, закланный от создания мира, Лев из колена Иудина,наш
Спаситель и Первосвященник . Иисус Христос. Вся-кого грешника, независимо
от тяжести совершенного гре-ха, Господь приглашает в Свой небесный
Храм. Там за негоуже принесена жертва, там его ждет Небесный Ходатай.Эта
дорога может быть не легкой, но Бог пойдет по нейвместе с нами.
|