"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 




Чайковский читает Библию
Ольга Захарова
(Библия, пренадлежавшая
П.И. Чайковскому, с его пометками,
1885-1888).
П.И.Чайковский, вспоминая о счастливых часах, когда он перелистывал нотную запись "Дон-Жуана" Моцарта, писал: "Точно будто я пожал руку самого Моцарта и беседовал с ним"*. Удивительно, как эти слова подходят к тому необычному состоянию, которое испытываешь, но уже в связи с автографами самого Петра Ильича, листая принадлежавшую ему Библию с его пометами2. Ощущение живого общения еще более обостряют находящиеся в книге две закладки, перо птицы и 13 засушенных цветов. Причем закладки и цветы явно не были "посторонними вложениями". Две закладки,а не одна,требовались Чайковскому, так как он параллельно читал Ветхий и Новый Завет. Цветы же воспринимаешь здесь как своего рода вещественные доказательства к записи, сделанной композитором 4 августа 1886 года - в период наиболее интенсивного чтения Библии: "... слава Богу я стал снова вполне доступен общению с природой и способностью в каждом листке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо-прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни"3.
В обширной библиотеке композитора, хранящейся сейчас в Клину, насчитывается 6 книг Священного писания (полностью и во фрагментах). Среди них две достопримечательности: Библия на французском языке, изданная еще в 1736 году в Базеле, и семейная реликвия - Евангелие с надписью: "Сия книга подарена мне Родителем моим, 1832, Октября 14 дня. Александра Ассиер" (мать Петра Ильича). В сравнении с этими книгами наша московская выглядит по-деловому, даже буднично. Она издана в 1878 году на русском языке в Вене Обществом по распространению Библии в Великобритании и в других странах. Но этот экземпляр, вероятно, абсолютно уникален. Быть может, ни одну из книг Чайковский так систематически, так часто не читал, как свою Библию. Свидетельства тому - 75 (!) дат, поставленных композитором в процессе чтения4. Первая дата - 11.IX.85 года, последняя - 3.11.92 года. Причем приступил он к чтению Библии еще раньше5, ставя поначалу вместо дат лишь крестики. Первая дата в Ветхом Завете появляется после многочисленных крестиков только со страницы 534 (псалмы), а в Новом - со страницы 91 (Евангелие от Луки). Систематическое чтение, начавшись с третьего Евангелия, шло подряд по главам до окончания четвертого Евангелия, после чего 19 января 1886 года Чайковский вернулся к началу Нового Завета и стал его читать уже параллельно с Ветхим Заветом. Таким образом о сентября 1885 года и до января 1886 он 17 раз читал Библию, а в 1886 году - 49 раз, завершив Евангелие от Иоанна, "проработав" Евангелие от Матфея и от Марка, псалмы, Книгу Екклезиаста и начав Книгу Исайи, а также перечитывая Евангелие от Луки. В 1887 году чтение возобновлялось
24 раза до 27 сентября, отмеченного в главе 65 Книги Исайи и главе 4 Евангелия от Иоанна. Далее на целый год чтение прерывается6 и становится редким: в 1888 году - лишь 8.X, в 1889 - 3.1 и 5. VIII, в 1890 - 4.XI и в 1892 - в предпоследний год жизни (в 1891 - нет отметки) - 3.1Г.
Чтение Библии всегда, судя по датам, происходило в спокойной домашней обстановке - большей частью в подмосковных Майданове, Фроловском, где Чайковский снимал круглогодично дачу, а также дважды во время относительно длительного отдыха в Тифлисе и в Боржоми. Никогда это не было чтением на ходу, в частых поездках в Москву, Петербург, другие города или за границу.
Начало систематического освоения Библии совпадает с началом новой полосы в жизни композитора: именно в сентябре 1885 года он, наконец, осуществил свое желание жить "у себя и по-своему", "тихо, ровно, по раз заведенному порядку" и вне городской суеты. По свидетельству брата композитора, "Петр Ильич обыкновенно вставал между семью и восьмью часами. Между 8-ми и 9-ти пил чай, как неисправимый курильщик, большей частью без хлеба и читал Библию"8. Правда, чтение это не было ежедневным, но осуществлялось периодически - два-три раза в неделю, если не возникали выезды в город. Интересна одна закономерность: возвращаясь из близких и недолгих поездок, уже на следующий, а то и в этот же день брал в руки Библию, спеша восстановить избранный им уклад жизни, столь отличавшийся от "бессмысленно-суетливой, но вместе с тем и до гадости праздной городской жизни" (из его письма).
О причине, побудившей композитора в последнее десятилетие жизни вдруг заняться систематическим изучением Библии, можно судить по записи в дневнике, сделанной 21 сентября 1887 года за несколько дней до окончания этой систематической "учебы". Композитор написал в тетради, которой не касался целый год: "...как многое переменилось! Как странно мне было читать, что 365 дней тому назад я еще боялся признаться, что несмотря на всю горячность симпатических чувств, возбуждаемых Христом, я смел сомневаться в его Божественности. С тех пор моя религия обозначилась бесконечно яснее; я много думал о Боге, о жизни и смерти во все это время и <...> роковые вопросы: зачем, как, отчего? нередко занимали и тревожно носились передо мной. Религию мою мне бы хотелось когда-нибудь подробно изложить, хотя бы для того, чтобы самому себе раз навсегда уяснить свои верования и ту границу, где они начинаются вслед за умозрением. Но <...> не знаю, успею ли я высказать тот символ веры, который выработался у меня в последнее время"9. Сравним эту запись с записью, сделанной десять лет назад, 29 октября 1877 года: "... относительно религии натура моя раздвоилась, и я еще до сих пор не могу найти примирения. С одной стороны, мой разум упорно отказывается от признания истины догматической стороны как православия, так и всех других христианских исповеданий <...> С другой стороны, воспитание, привычка, с детства вложенные поэтические представления о всем, касающемся Христа и его учения, - все это заставляет меня невольно обращаться к нему с мольбою в горе и с благодарностью в счастьи"10.
Однако к изучению Библии Чайковский пришел уже в другом состоянии духа. 13 марта 1884 года он признавался в связи с прочитанной "Исповедью" Л.Н.Толстого:
"Она ("Исповедь" - 0.3.) произвела на меня тем более сильное впечатление, что муки сомнения и трагического недоумения, через которые прошел Толстой и которые он так удивительно хорошо высказал в "Исповеди", и мне известны. Но у меня просветление пришло гораздо раньше, чем у Толстого, вероятно потому, что голова моя проще устроена, чем у него, и еще постоянной потребности в труде я обязан тем, что страдал и мучился менее Толстого. Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, - что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле его?"". Параллельно с Библией композитор много читал другой литературы о религии. Среди нее значительное место занимали труды Э.Ренана12, но прежде всего Л.Н.Толстого, чьи философские работы стали появляться с начала 1880-х годов.
Итогом этих исканий была выработка собственной системы взглядов, в которых последовательно и безусловно укреплялась вера в божественность Христа.
Многочисленные пометы в Библии говорят прежде всего о процессе роста нравственно-этических представлений Чайковского. Красной нитью проходит в них мысль о различии идеалов Ветхого и Нового Заветов. Вопросительные знаки, часто тройные, на полях Ветхого Завета свидетельствуют о каком-то сопротивлении в восприятии некоторых фрагментов его текста. 22 февраля 1886 года он так обобщил в дневнике свои сравнения: "Какая бесконечно глубокая бездна между Старым и Новым Заветом. Читаю псалмы Давида и не понимаю, почему их во 1-х так высоко ставят в художественном отношении и во 2-х каким образом они могут иметь что-нибудь общее с Евангелием. Давид вполне от мира сего. Весь род человеческий он делит на 2 неравные части: в одной нечестивцы (сюда относится громадное большинство), в другой праведники и во главе их он ставит самого себя13. На нечестивцев он призывает в каждом псалме божью кару, на праведников мзду; но и кара и мзда земные. Грешники будут истреблены; праведники будут пользоваться всеми благами земной жизни. Как все это не похоже на Христа, который молился за врагов, а ближним обещал не земные блага, а царство небесное. Какая бесконечная поэзия и до слез доводящее чувство любви и жалости к людям в словах: "При-идите ко мне вси труждающиеся и обремененный!"". Все псалмы Давида ничто в сравнении с этими простыми словами"15.
Целый ряд помет Чайковского в Библии разъясняет эту мысль. Например, в Евангелии от Матфея композитор подчеркнул стороки § 14 главы 19 - "Но Иисус сказал:
пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" - и сделал к ним примечание:
"Это и еще "Приидите ко Мне вси труждающиеся" и т.д. больше всего умиляют меня в Евангелии'"6. В то же время он поставил "????" против § 23 главы 2 Четвертой книги Царств, в котором говорится о жестокой божьей каре - растерзании сорока двух детей за то, что они насмехались над Елисеем. Также против § 31 главы 12 Второй книги Царств, повествующего о страшной мести Давида, выставлены "???!!!!!!". В связи с горькими строками псалма № 54 (в книге Петра Ильича - № 55)", говорящими о поношении Богом человека, Чайковский пишет: "Быть может поэтично, но что же тут умилительного? Разве это Христова любовь к человеку?" А множение дней, обещанное праведнику в § 11 главы 9 Притч Соломона, вызывает у него риторический вопрос: Это ли нужно христианину???" После чтения псалма Асафа № 50 (в Библии Чайковского - № 49) Чайковский пишет: "Как все это оказывается тем, что называется terre a terre (низменное, заурядное - 0.3.) и какое сравнение с Евангелием?!!!!". Характерно и следующее его заключение: "Стр.687-688 (главы 1-2 книги Иеремии - 0.3.) -пример того, как Богу придают качества человека. Здесь Бог Израильский сердится <...> упускает совесть как обиженный человек. Даже приводит Израильтянам в пример жителей островов Хиттимских, которые верны де богам своим, тогда как Израильтяне своему обиженному Богу не верны. Нет - Бог не таков"18.
Слова из Притч Соломона - "Богатство и слава со мною, имение постоянно пребывающее, и правда" (§ 18 главы 8) - вызывают реплику: "И это в одной кн<иге> с Евангелием!" А строки § 9 псалма 54 об отмщении побуждают поставить вопрос, который можно считать обобщающим по отношению ко многим местам Ветхого Завета в восприятии Чайковского: "Почему это считается истиной, как Евангелие?" В то же время в обоих Заветах композитор выделяет слова о сострадании, милосердии, прощении. Например, § 21 главы 25 Притч Соломона: "Если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он имеет жажду, напои его водой". Или § 4-7 главы 58 книги Екклезиаста: "... Не в том ли (истинный пост - 0.3.), чтобы ты разделил свой хлеб с голодным, ввел в дом покинутых бедных? Если ты увидишь нагого, одень его и не скрывайся от единокровных твоих". Эти заповеди вполне согласовались с поступками самого Петра Ильича, помогавшего столь многим людям морально и материально, несмотря на занятость и денежную зависимость от различных обстоятельств". Упомянем, в частности, об открытии в 1886 году по инициативе Чайковского школы для деревенских детей, для существования которой он обязался ежегодно жертвовать определенную сумму денег.
В пометах такого человека, как Чайковский, в такой книге, как Библия, пожалуй, все интересно. Вот, например, примечание композитора - "аргумент против соц<иа> листов" - в связи со словами "Рука прилежных будет господствовать, а ленивые будут данниками" (Притчи Соломона, § 24 главы 12)20. Или совершенно другого плана помета - после главы 47 Книги Исайи, заканчивающейся словами "Каждый пойдет, блуждая, в свою сторону, никто не спасет тебя" - Чайковский вопрошает "пробило???" и ставит дату "29 Апр<еля> 87" - запись, быть может, связанная с полученным в этот день известием об умирающем друге, Н.Д.Кондратьеве, к которому Петр Ильич вскоре поехал в Петербург, а потом и за границу и возле которого он находился больше месяца, пытаясь как-то помочь.
Останавливают на себе внимание и многие фрагменты, выделенные композитором в этой великой книге. Вот лишь два из них, оба - из Притч Соломона. Строки § 18 главы 12 - "Иногда пустословие наносит раны как мечем, а язык мудрых исцеляет" - Чайковский сплошь подчеркнул, снабдив двумя восклицательными знаками. Выделил он и § 21 главы 25 - "Нехорошо есть много меду, и неславное дело искать своей собственной славы". Этой заповеди композитор твердо следовал в своей жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка (в дальнейшем ПСС). Т.ХШ. М., 1971, с.383.
2 Ныне она хранится в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки наряду с коллекцией автографов почти всех сочинений композитора, а также целым рядом писем, фотографий, документов, связанных с его жизнью.
3 Дневники П.И.Чайковского. М.-Петроград, 1923, с.85.
4 Подобные обозначения он делал и в рукописях своих музыкальных произведений, отмечая по их завершении помимо дня окончания работы еще и день ее начала.
5 В дневнике 1884 года - запись от 22 апреля о чтении Первой книги Царств.
6 В книге на месте перерыва стоит помета Чайковского: "NB Целый год и даже больше прошло между чтением двух глав!! многое изменилось. Бедного Губерта не стало!" Н.А.Губерт - соученик Чайковского по Петербургской консерватории, один из самых близких друзей.
7 Любопытно, что и эти редкие чтения Петр Ильич начинал с тех глав, на которых он останавливался полгода или даже год назад, "перескочив" лишь в 1890 году с главы 7 на особо трогавшую его главу 12 Евангелия от Иоанна.
8 Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. T.III. М.-Лейпциг, 1902, с.62-63.
' Дневники П.И.Чайковского. М.-Петроград, 1923, с.213.
10 Чайковский П.И. ПСС, Т. VI, М., 1961, с.213-214.
" Чайковский П.И. ПСС. T.XII, М. 1970, с.336.
12 В библиотеке композитора в Клину хранятся издания четырех сочинений Ренана:
"Апостолы", "История израильского народа", "Новые очерки по истории религии" и "Жизнь Иисуса".
13 Об отношении Чайковского к этому разграничению говорят строки, написанные им еще в 1877 году: "... сколько я ни думал о догмате возмездия и награды, смотря по тому, хорош или дурен человек, - я никогда не мог найти в этом веровании никакого смысла. Как провести резкую границу между овцами и козлищами? За что награждать, да и за что казнить?-ПСС. Т. VI. М., 1961, с.213-214.

14 Евангелие от Матфея, глава 2 § 28. Чайковский выделил тройной чертой слова этого и двух последующих параграфов.
15 Дневники П.И.Чайковского М.-Петроград, 1923, с.209.
16 Упомянем также помету Чайковского в Евангелии от Иоанна к главе 12, рассказывающей о приготовлении к вечере, шествии в Иерусалим, обращении Иисуса к Отцу и других событиях - "Как трогательна глава эта".
17 Его начальные строки - "Услышь, Боже, молитву мою".
18 Пояснением отношения Чайковского к Богам Ветхого и Нового Завета служит его запись в дневнике 20 сентября 1886 года. Композитор признавался, что Бетховен и Моцарт для него подобны Саваофу и Христу. К Богу Ветхого Завета он питал, по его словам, "чувство удивления, но и страха. Он создал небо и землю, - писал Петр Ильич, - и все-таки, я хотя и пресмыкаюсь перед ним, -но любви нет! Христос, напротив, возбуждает именно и исключительное чувство любви. Хоть Он и Бог, но в то же время и человек. Он страдал, как и мы. Мы жалеем Его, любим в Нем Его идеальные человеческие стороны". Дневники П.И.Чайковского, М.-Петроград, 1923, с.212.
" Разве не поразительно, например, что будучи уже широко известным композитором, он оказывался вынужденным занимать деньги у собственного слуги (0.3.).
20 Пояснением к этому, вероятно, может служить высказывание Чайковского о коммунизме как об "имущественном равенстве". См.ПСС, T.XII, М., 1970, с.124.
ОЛЬГА ЗАХАРОВА


 

 

 

Hosted by uCoz