"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 
За кого почитаете Меня?
П. Гончар
В дверь позвонили. В дверной "глазок" я увидел двух незнакомых женщин. Когда я открыл, одна из них спросила, знаю ли я что-нибудь о самом великом Человеке, когда-либо жившем на земле? Было очевидно, что мои посетители хотели просветить меня в этом вопросе. В тот момент я не мог уделить достаточно времени моим гостям и просто сказал, что знаю, кто они, и что от меня хотят, и что нельзя забывать, что самый великий Человек в то же время был и великим Богом. Мои гости, видимо, не ожидали такого ответа, несколько смутились, но, прежде чем я закрыл дверь, успели сунуть мне в руки красочный журнал, на обложке которого жирным курсивом было написано: "Самый великий из людей".
Наверняка большинство из вас вступали в дискуссию о Самом великом из людей с этими ревностными проповедниками или читали журналы с силуэтом зубчатой башни на обложке. Возможно, доказательства, приводимые вашими оппонентами, казались вам очень логичными и даже приводили в некоторое замешательство. Возможно, вы лихорадочно искали подтверждения своим взглядам, которые вы просто получили от кого-то "по наследству" и которые еще не стали частью вашей "крови и плоти". Возможно, обретая опыт бесед на эту тему, вы избирали способ ведения дискуссии, напоминающей игру в шахматы: ход противника, ваш ход и так до тех пор, пока у противника не кончится запас "ходов" или "доказательных" текстов из Писания. Возможно, вы просиживали вечерами, систематизируя тексты по этой теме и готовясь к очередной схватке. Но при этом, возможно, даже оказываясь победителями, в глубине своего сердца, вы все-таки, спрашивали себя: "А кем же на самом деле был этот Человек?"

Перед последним восхождением в Иерусалим Иисус задал апостолам главный вопрос, ответ на который они должны были найти в процессе своего ученичества: "За кого вы почитаете Меня?" (Мф. 16:15). Как впечатление учеников от нескольких лет жизни с Иисусом и как ответ на этот главный вопрос появилось четвероевангелие. Например, Иоанн говорит о цели своего благовествования: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20:31). Евангелие написано, чтобы мы уверовали. Другими словами, чтобы получить ответ на главный вопрос: "Кем же был этот Человек?" - совсем не обязательно разрывать Евангелие на части, лишая его живой выразительности, как это делает систематическое богословия. Достаточно просто внимательно прочитать его "по порядку", так как оно и было задумано, как сказано у Луки: "Рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен" (Лк. 1:3, 4).
Иносказательные заявления Иисуса о Себе
Обратите внимание, что Христос избегает того, чтобы буквально говорить о Себе: "Я Бог". Во-первых, в таком заявлении не было бы ничего особенного. Оно могло оказаться просто пустым звуком, который бы никто не воспринял всерьез. Как, например, сказано о князьях: "Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей" (Пс. 81:6, 7). Многие люди на протяжении истории прямо заявляли о своей божественности. Например, император Октавиан, в правление которого родился Иисус, принял титул Августа (священный или божественный). Иисус понимал это и на вопрос о том, кто Он, отвечал: "Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня" (Ин. 5:31, 36).
Во-вторых, если бы в Евангелии Христос буквально заявлял о Себе, что Он есть второе лицо пресвятой Троицы, то речь бы явно шла о подделке. Просто обычаи того времени не позволяли выражаться иначе, чем это было принято. Например, чтобы не осквернить имя Божье, евреи не могли произносить Его вслух. Говорить о Боге было принято иносказательно, при помощи образов из истории Израиля, связанных с Божьими делами.
На вопрос: "Кто Он?" - Иисус всегда отвечал иносказательно, например, приписывая Себе те дела, которые Закон приписывал исключительно Богу Яхве. Таким образом, Он оставлял право делать выводы самим слушателям: "Кто имеет уши слышать - да слышит". Иудеи, в свою очередь, очень хорошо понимали этот образный язык. Вот только несколько примеров.
Исцеление расслабленного. "И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мк. 2:3, 5).
Как поняли Иудеи это иносказание Иисуса? "Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Делает себя равным Богу" (6-7 ст.)
И далее Иисус продолжает говорить о Себе: "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали" (10-12 ст.)
Успокоение моря. "И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина" (Мк. 4:37, 39).
Как расценили это чудо ученики? "И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?" (41 ст.). Из истории Израиля апостолы хорошо знали, Кому повинуется море: "Он (Яхве) спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое. Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло" (Пс. 105:8, 9).
Исцеление расслабленного в купальне в Вифезде в субботу. "И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5:16-17).
Как Иудеи поняли иносказательный ответ Иисуса?
"И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (18 ст.). В понимании Иудеев только Бог может трудиться в субботу, ибо если бы Он перестал трудиться только на миг, мир бы мгновенно исчез. Таким образом, исцелить в субботу мог только Бог.
Беседа Иисуса с Иудеями в Храме. "Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?" (Ин. 8:51-53).
"Чем Ты себя делаешь, говори прямо!" - требовали Иудеи. И Иисус говорит, но опять прибегая к образному языку Божьих дел, хорошо понятному слушателям: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (56-58 ст.).
Как поняли Иудеи то, что хотел сказать Иисус? "Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него" (59 ст.). Кто этот "Я есмь" прежде Авраама? Слушателям было ясно, что это Тот, Кто вызвал Авраама из Ура Халдейского.
Вопрос Иудеев: "Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос скажи нам прямо" (Ин. 10:24). Иисус опять прибегает к иносказанию: "Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне" (25 ст.). Дела же, которые творил Иисус, естественно должны были привести к выводу: "Я и Отец одно" (30 ст.).
Как поняли этот ответ Иудеи? "Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (31-33 ст.).
Дальнейший ответ Иисуса, на первый взгляд, может показаться попыткой оправдаться, будто Его неправильно поняли: "Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание…". Но Иисус знал, что говорил, и Иудеи хорошо это понимали: "Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем" (36-38 ст.). Другими словами, о Христе свидетельствуют дела, которые может творить только Бог.
Как этот ответ поняли Иудеи? "Тогда опять искали схватить Его" (39 ст.).
Явление ученикам и Фоме после воскресения. "После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20:26-27).
Как это понял Фома? "Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!" (28 ст.).
И далее вывод, к которому должны все прийти все читающие о чудесах Иисуса и словах, которыми Он иносказательно говорил о Себе: "Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (30-31 ст.).
Заключение
Хотя Иисус избегал прямых заявлений о Себе как о Боге, Он говорил об этом иносказательно, повторяя дела, которые творил Бог Яхве в истории Израиля. Воспитанные в иудейской культуре, слушатели Иисуса очень хорошо понимали этот язык, что видно из их реакции. Кроме того, символ веры Иудеев "Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор. 6:4) не допускал существования некого полубога, которому можно было бы поклоняться как Яхве.
Описывая дела и иносказательные заявления Иисуса, евангелисты стремились дать ответ на самый важный вопрос, который Иисус когда-то задал апостолам: "За кого почитаете Меня?". Кто же был этот самый великий Человек? Ответ на этот вопрос легко найти буквально на каждой странице Евангелия, если только внимательно вслушиваться в то, что Иисус говорил о Себе и всматриваться в чудеса, которые Он творил.

 

 

 

 

Hosted by uCoz