"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!"

 
2300 вечеров и утр - где точка отсчета?
Р. Н. Волкославский,
преподаватель Заокской духовной академии
"Данная статья акцентирует внимание на отступничестве иудейского народа, которое открывает дорогу внешним врагам Божьим, ибо это было главной трагедией Ветхого Завета и стало причиной отвержения Мессии. Это также помогает осмыслить повторение отступничества и в историческом христианстве в последующие столетия. Вот почему такое решительное сопротивление и критику вызывает историко-библейское истолкование 8-й главы Книги пророка Даниила. Попытка истолковать "опустошительное нечестие" только за счет язычников - греков или римлян является односторонней и поверхностной, не раскрывающей сути пророчества.
Относительно недавно группа верующих в Нижнем Новгороде стала активно выражать и распространять мнение, что за точку отсчета пророческого периода 2300 вечеров и утр (Дан. 8:14) надо принимать не 457 г. до Р. Х., как это понимает наша Церковь, а "отнятие ежедневной жертвы и поругание места святыни Его". "Отнятие" и "поругание", по мнению членов этой группы, произошло во время разрушения Иерусалимского храма римлянами в 70 году. Они также утверждают, что периоды 2300 вечеров и утр и 70 седьмин имеют разные точки отсчета. Таким образом, с их точки зрения речь идет о двух разных периодах, которые вмещают в себя совершенно разные исторические события и которые никак не пересекаются между собой.
Нужно сказать, что экзегеты из упомянутой группы не плохо потрудились, пытаясь разобраться в пророчестве, записанном в 8-й главе Даниила и обосновать свою, совершенно новую точку зрения. Во всяком случае, их рассуждения о точке отсчета и исторических событиях периода 2300 вечеров и утр не совпадают также с общепринятым у ряда протестантов и православных, которые "опустошительное нечестие" и "мерзость запустения" относят ко времени Антиоха IV Эпифана, т. е. к 167-164 гг. до Р. Х. Они, в отличие от многих протестантских или православных толкователей, совершенно верно относят "опустошительное нечестие" ко времени после смерти Христа.
В своем труде они, бросая вызов традиционному адвентистскому пониманию, утверждают: "Единственное, что может быть приемлемым в качестве оправдания ее (доктрины о 2300 вечерах и утрах, как об этом учат АСД) - это логическое разрешение всех противоречий ее с Писанием".
Давайте начнем наше небольшое исследование с замечания, которое оппоненты делают в своем письме: "У любого пророческого периода есть не только конец, но и начало. Также дается наполняющее его содержание". Именно эта мысль о необходимости знать точку отсчета и "наполняющее содержание" пророческого периода и является ключевой в данной дискуссии, и она должна быть нами детально изучена и проверена Священным Писанием. При этом необходимо учесть всю пророческую информацию, сообщающую "об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы" (Дан. 8:13).
В какой пророческий период входит пророчество "об опустошительном нечестии"?
Из книги Даниила 8 главы очевидно, что время "опустошительного нечестия" находится во временном отрезке 2300 вечеров и утр. Кроме этого есть еще один пророческий период, в который входит время "опустошительного нечестия": "Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней" (Дан. 12:11).
Итак, мы имеем два периода, в которые помещено одно и то же пророчество об "опустошительном нечестии": большой период - 2300 вечеров и утр (Дан. 8:13, 14) и меньший - 1290 дней (Дан. 12:11). Очевидно, что если одно пророчество (об опустошительном нечестии) одновременно находится в двух временных периодах, то меньший из них должен находиться в большем, т. е. 1290 дней - это часть 2300 вечеров и утр.
В какой пророческий период входят смерть Христа и разрушение Иерусалима?
Из Дан. 9:24-26 следует, что период (1290 дней) занимает место после распятия Иисуса Христа и, естественно, после периода 70 седьмин. Смерть же Иисуса Христа входит в пророческий период 70 седьмин (490 лет).
Из Дан. 8:11 следует, что смерть Иисуса Христа 30/31 г. н. э. (что также входит в период 70 седьмин, или 490 лет) тоже располагается в периоде 2300 вечеров и утр. В этот временной период 2300 вечеров и утр также входят разрушение Иерусалимского храма и самого Иерусалима в 70 г., т. е. спустя 40 лет после смерти Христа.
То, что 40 лет, отделяющие смерть Христа от разрушения Иерусалима, входят в период 2300 вечеров и утр, является косвенным свидетельством, что пророческие дни - это не обычные сутки, а годы.
Итак, очевидно, что 2300 вечеров и утр вмещают период 1290 дней и предшествующие ему события, а именно смерть Христа и разрушение храма и Иерусалима. Остается выяснить: какую часть от 70 седьмин (или весь этот период) охватывают 2300 вечеров и утр?
Как соотносятся между собой периоды 70 седьмин и 2300 вечеров и утр?
Во-первых, мы легко можем высчитать начало периода 70 седьмин. Смерть Иисуса Христа является смыслообразующим центром пророчеств Книги пророка Даниила, поэтому год смерти Христа является центральной точкой, относительно которой выстраиваются все временные пророческие периоды (Дан. 9:26). Дата смерти Христа может быть выведена на основании сообщений евангелистов, и с ней согласны почти все христиане (см. Биккерман "Хронология Древнего мира"). Таким образом, отсчитывая от 30/31 г. шестьдесят девять с половиной седьмин, мы получаем 457/458 г., что и будет исходной датой семидесяти седьмин (см. Ездр. 7:7-9).
Во-вторых, нам необходимо определить, содержит ли пророчество о 2300 вечерах и утрах какое-либо информационное наполнение, которое бы в смысловом отношении пересекалось с пророчеством о семидесяти седьминах?
Ключ к ответу на этот вопрос мы находим в Дан. 8:12, где читаем, что "Воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие".
О каком "воинстве" идет речь?
Совершенно ясно, что речь идет не о язычниках, не о греках и не о римлянах, а о Божьем воинстве, о иудеях. Иудеи же были "преданы", окончательно потеряли независимость в 70 г. при разрушении Иерусалима и храма.
О каком "нечестии", ставшем причиной Божьего наказания, идет речь и как долго оно терпелось Богом?
Дан. 8:23 поясняет: "Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве…" "Отступники исполнят меру беззаконий своих" - это пояснение к словам: "воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие".
Итак, из текста следует, что Голгофский крест и последующее разрушение Иерусалима были результатами предшествующего нечестия народа Божьего и именно в это время, предшествующее Голгофе и разрушению Иерусалима, исполнялась (или наполнялась) мера беззаконий. Очевидно также, что тексты Дан. 8:13; 9:24 говорят об одном и том же. "Израилю было дано особо и назначенное время, в течение которого "нечестию" для нации должен был быть положен конец" ("Глубины пророчеств", Источник жизни, 1998, т. 1, с. 174).
Кто является виновником опустошительного нечестия?
Давайте теперь подробнее остановимся на вопросе: кто же является первоначальным виновником опустошительного нечестия? Может быть, римляне? Конечно же, нет. Это иудейские священники и старейшины.
На ком было больше вины за это опустошение, отступничество и нечестие? На римлянах или иудеях? На Понтии Пилате или на первосвященниках Анне и Каиафе? Написано: "Более греха на том, кто предал Меня (Христа) тебе (Пилату)" (Ин. 19:11).
Как пророчество о судьбе Иерусалима прозвучала притча о злых виноградарях. Заметьте, что эта притча перекликается с пророчеством Ис. 3:14, где Господь вступает в суд со старейшинами Своего народа и его князьями: "Вы опустошили виноградник Мой". Римляне же разрушили Иерусалим, храм и отняли ежедневную жертву только в 70 г., после того, как иудеи "наполнили меру беззаконий своих".
Отступничество и "опустошительное нечестие" - это внутрицерковный грех. Он развивался уже задолго до того, как Бог определил для Своего народа 70 седьмин. Но после Вавилонского плена, после покаянной молитвы пророка Даниила (9-я гл.) Господь определил последнюю меру времени, последний срок Своего долготерпения: "Семьдесят седьмин определены (отрезаны) для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых" (Дан. 9:24).
Библейская история показывает, что Бог со Своей стороны сделал все, чтобы сохранить верность завету со Своим народом. Но хранила ли в это время верность завету другая сторона - Божий народ? Как народ, и особенно священство, проявили себя в это время Божьего долготерпения и верности?
Пророк Малахия (ок. 420 г. до Р. Х.), спустя каких-то 20-30 лет после жизни Ездры и Неемии предупреждал:
"Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним. И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф…
Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф" (Мал. 2:1-4, 8).
"Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога" (Мал. 2:11).
"Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: как нам обратиться? Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?" (Мал. 3:7-10).
Этих немногих свидетельств достаточно, чтобы сделать вывод: завет Божий действовал в условиях отступления народа Божьего и особенно священства в течение 70 седьмин, или 490 лет межзаветного периода. Приносились жертвы и совершалось ежедневное служение "тамид", но к нему относились небрежно, говоря: "трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее - пища ничтожная. Притом говорите: "вот сколько труда!" и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь" (Мал. 1:12-13).
Связано ли "опустошительное нечестие" с действиями врагов Израиля?
Мы должны увидеть всю совокупность процессов, протекавших во время последних 490 лет Божьей милости. С одной стороны - долготерпение и благодать Божья, о которой свидетельствовали ежедневно приносимые в храме жертвы (тамид), призывы к покаянию, непрестанные благословения, которые Бог посылал в виде плодов земли и других жизненных благ. С другой стороны, в это же время Бог совершал суды, когда допускал внешних опустошителей - язычников, чтобы они своей тяжкой рукой бичевали непокорных и жестоковыйных сынов завета. Не об этом ли говорит пророк Даниил в 11-й главе, где он дает описание внешних политических событий, которые протекали как в Палестине, так и у ее южных и северных границ в эпоху 70 седьмин, или 490 лет?
Грехи народа Божьего развязали руки соседних язычников. Они сделали Палестину проходной дорогой для военных походов. То сирийские Селевкиды идут через Палестину воевать с Египтом, то египетские Птоломеи идут той же дорогой в Сирию. После смерти Александра Македонского Иудея находилась в зависимости от Египта до 200 годов до Р. Х. Следующие 40 лет сирийские цари господствуют в Иудее. Наибольшей наглостью и ненавистью к иудеям и их религии отличился Антиох IV Эпифан (175-164 гг. до Р. Х.).
"За 12 лет своего непродолжительного царствования Антиох Эпифан нанес сильнейшие удары по религии и культуре евреев. Он ограбил святилище Иерусалима и оставил город и стену его в развалинах: убил тысячи иудеев и многих из них превратил в рабов. Царский указ требовал, чтобы иудеи оставили все обряды своей религии и жили как язычники… Антиох также поместил в храме в Иерусалиме языческого идола и приносилось ему в жертву свиное мясо" (см. Комментарий АСД на 11-ю гл., ст. 14 Книги пророка Даниила).
Конечно, и здесь совершилось отнятие ежедневной жертвы и опустошительное нечестие, когда святыня и воинство были попираемы, и это произошло в пророческую эпоху 70 седьмин. Но этим пророчество о "мерзости и запустении" не исчерпывается, как полагают некоторые, ибо Иисус Христос видел "мерзость запустения" в будущем (Мф. 24:15).
Итак, внутреннее отступление открыло дорогу внешнему чужеземному опустошителю. Это было серьезное предупреждение о надвигающейся национальной катастрофе, но это еще не был конец, ибо еще было "время до срока", и отступники от святого завета еще не наполнили меру своих беззаконий. Еще не окончились 70 седьмин, которые Господь "отрезал" для иудеев и Иерусалима, еще не исполнилось время для пришествия Мессии, о Котором говорил Господь через пророков.
История свидетельствует о столетней независимости в межзаветный период. Используют, ли иудеи это время, что бы предотвратить "мерзость запустения"?
Никакие самые дерзкие провокации сатаны не могут заставить Бога менять Свои планы и действовать лихорадочно, как это зачастую делают люди в чрезвычайных ситуациях. Каждый действует в соответствии с тем духовным пониманием, которое он имеет на это время. Антиох Эпифан ненавидит Бога евреев и их религию, потому что сатана овладел его сердцем; евреи поднимают восстание ("мятежные из сынов народа твоего" Дан. 11:14). Они возревновали о своем поруганном храме и восстали против гнета, защищая независимость своего народа и его национальные интересы. Бог же со Своей стороны дает право действовать тем и другим, признавая право человека делать свой выбор. Евреи изгнали угнетателей и восстановили служение в храме, очистив его от языческих идолов. Похвальна их ревность по Богу, и Он дает им в это время успех. Этой воинственной ревности достаточно, чтобы добиться временного политического успеха, но недостаточно для глубинного преобразования жизни, которого ожидает Бог. Нельзя многого достигнуть, только размахивая мечом.
В 163 г. до Р. Х. регент Лисий побеждает Хасмонеев, а в 161 г. в Риме можно было увидеть посольство иудеев, заключивших дипломатический договор с римлянами. Через 100 лет Рим будет хозяйничать в этом регионе мира, но как используют иудеи эту передышку? Ведь с 157 г. до Р. Х. Иудея становится независимым теократическим государством, документальные источники этого последнего периода иудейской истории весьма скудны.
Вот имена правителей Иудеи - Хасмонеи (Маккавеи, как их называют в истории): Ионатан (152-142); Симон (142-134); Иоанн Гиркан (134-103); Аристобул (104-103); Александр Яннай (103-76); Александра Саломея (76-67); Аристобул II (67-63); Гиркан II (63-40); Антигон (40-37).
Этот период с одной стороны был периодом развития раввинизма, когда учителя Великой синагоги заменили пророков и изощрялись в фарисейском начетничестве, а с другой стороны - роста национализма в его крайних формах (зелоты). В это время так же усугубляется злоупотребление властью первосвященников.
Приведем краткую иллюстрацию правления царя-первосвященника Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.), как это излагает Иосиф Флавий.
Свое воцарение Яннай ознаменовал казнью брата. Вскоре после его прихода к власти начались не прекращающиеся в течение всего его правления до самого конца жизни завоевательные походы. Он и умер во время такого похода. Длительные и дорогостоящие походы, содержание большой армии наемников, все возраставшие расходы на двор, дворцовую и храмовую бюрократию привели к увеличению налогов, которые легли тяжким бременем на плечи населения. В стране нарастало недовольство. И. Флавий сообщает, что во время праздника кущей, когда, по обычаю, все находившиеся в храме держали в руках "этроги"(разновидность цитрусовых), толпа забросала ими торжественно появившегося у алтаря первосвященника Янная. Разгневанный Яннай велел убить 6000 человек (Antt. ХIII,13, 5). После одной из военных неудач вспыхнуло руководимое фарисеями народное восстание, длившееся шесть лет и, по словам Флавия, стоившее жизни 50000 человек (там же). Овладев восставшим городом Бетом, Яннай увел в Иерусалим пленных и там, "пируя на видном месте со своими наложницами, велел распять около 800 повстанцев, и на их глазах, пока они были еще живы, повелел зарезать их жен и детей" (там же, ХШ, 14, 2). Не случайно также в талмудической литературе сохранилось высказывание, что "Яннай - нечестивец по природе своей".
А теперь давайте снова зададимся вопросом: разве это не отступничество? Разве это не попирание святыни самым кощунственным образом со стороны первосвященника?! И это событие также произошло в период 70 седьмин.
И вот уже через десятилетие после этого в иудейскую землю вступают римские легионы под командованием Гнея Помпея (63 г. до Р. Х.) Внутреннее нечестие снова открывает двери внешнему чужеземному опустошителю, и он дерзкою рукою отдергивает завесу святилища, чтобы посмотреть внутрь Святого святых. Грозный, пришедший, как предсказывало пророчество, издалека, достигший "прекрасной страны" (Дан. 8:9), римский полководец уже здесь, уже готов совершить наихудшее, но невидимая рука Бога еще удерживает уже занесенный меч над святым местом. Римляне смещают Аристовула II и ставят первосвященником Гиркана II. Людям позволено многое, но они не в силах изменить предопределение Господне. И на этот раз драма, которая уже готова была совершиться, откладывается еще на немного.
Когда же отступничество достигло своей кульминации?
Кажется, что какие-то темные чудовища управляют Иерусалимом. На арене появляется Ирод I Великий, идумеянин (37-4 гг. до Р. Х.) Эта новая династия довершит внутреннее разложение высших эшелонов как духовного, так и политического руководства в Иерусалиме. О кошмарах Иродова двора написано довольно, и нет необходимости кого-либо убеждать в цинизме его преемников, так же, как никто не сомневается в коррупции первосвященников Анны и Каиафы, современников Иисуса. Но пророчество было бы незавершенным, если бы не было еще одной фигуры - римского прокуратора Понтия Пилата (26-36 гг. по Р. Х.). Так что с полной уверенностью апостолы Христовы могли засвидетельствовать: "Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо по истине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя" (Деян. 4:26, 27).
Пришло время, и обе формы беззакония, внутренняя и внешняя, объединились: отступники от святого завета - иудеи и язычники-римляне объединились в городе Иерусалиме против Святого Сына Божьего Иисуса Христа. Поэтому "нечестие", о котором говорится в Дан. 8:14 и, которое совершалось на протяжение 70 седьмин, завершилось преданием Иисуса в руки римских властей. Под Голгофским крестом стояли иудейские первосвященники и римские воины. Это их совместное дело - смерть Иисуса Христа.
Теперь давайте подведем предварительные итоги и ответим на главный вопрос: как соотносятся между собой периоды 70 седьмин и 2300 вечеров и утр?
Если мы хотим избежать односторонности в истолковании пророчеств, наш священный долг - обращать внимание на то, где делает главное смысловое ударение Библия. Главный конфликт, который описан на страницах Нового Завета, - это конфликт между Христом и иудейским священством. Поэтому ответом на вопрос: "На сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" будет: "на 2300 вечеров и утр, и тогда святилище очистится" (Дан. 8:13, 14), то есть отступление, которое совершалось как внутри иудейского народа, так и опустошительные удары, которые наносили язычники, греки, римляне, а затем и папство на протяжение христианской эры.
Нельзя также отделить слова "ежедневная жертва" от слов "опустошительное нечестие", ибо то и другое совершалось параллельно на протяжение 2300 вечеров и утр. Ошибочно думать, что "опустошительное нечестие" совершили только греки в эпоху Антиоха Эпифана, как полагают некоторые, или только римляне, как полагают наши новые оппоненты. Рассуждая подобным образом, они, конечно, не согласятся с тем, что период 2300 вечеров и утр наполнен деяниями только греков или только римлян, ибо ни те, ни другие не занимали весь этот период. Например, те, которые в опустошителе видят Антиоха Эпифана, не могут найти ни одного подтверждения, что его опустошительная деятельность длилась или 2300 буквальных дней, или 1260 буквальных дней, или 1290, или 1335 буквальных дней. (Подробнее см. Толковая Библия Лопухина, том 2, с. 56.)
Те же, которые считают, что опустошительное нечестие совершили (только) римляне, также не могут объяснить период 2300 вечеров и утр.
Таким образом, обе версии, направленные против традиционного адвентистского истолкования, ограничиваются тем, что отрицают наше толкование, не давая взамен ничего более определенного.
Но если признать, что как "ежедневная жертва" (тамид), так и "отступничество" совершались постоянно на протяжении 2300 вечеров и утр, а "отнятие ежедневной жертвы" и "поругание святыни и воинства" совершалось как окончательный результат "опустошительного нечестия" (отступничества) только в определенные исторические отрезки времени, о чем дополнительно указывает Книга пророка Даниила, то все противоречия снимаются. Что это за определенные отрезки? Это 70 седьмин, или 490 лет, это 1290 дней, о которых дополнительно сказано в главах 9 и 12, естественно дополняющих информацию, имеющуюся в 8-й главе.
Итак, мы пришли к выводу, что период 2300 вечеров и утр, период 70 седьмин и период 1290 дней содержат общую пророческую характеристику наполняющих их событий, что говорит о том, что самый больший из них включает в себя два меньших. Но эти меньшие, кроме общей для всех трех пророческой характеристики наполняющих событий, еще включают и особые признаки, разграничивающие больший период на этапы:
1) иудейский (межзаветный); 70 седьмин (или 490 лет);
2) от смерти Христа до разрушения Иерусалима;
3) раннее средневековье и период 1290 дней (лет).
Приведу пример для лучшего понимания. Мы говорим, что такой-то человек находится в поезде "Москва-Нижний Новгород". А затем говорим, что он находится в вагоне таком-то. Само собой разумеется, что этот вагон входит в состав указанного поезда.
Мы установили, что на протяжении 2300 вечеров и утр постоянно совершалась ежедневная жертва и параллельно с ней шло опустошительное нечестие. Но остается вопрос о том, как это согласовать с пророчеством о периоде 1290 дней, которое так же говорит о прекращении ежедневной жертвы и поставлении "мерзости запустения" (Дан. 12:11). Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть историю отступничества в христианскую эпоху, что мы и сделаем в следующем номере журнала.
1 Обстоятельные исследования доктора богословия Герхардта Ф. Хазеля "„Небольшой рог", небесное святилище и конец времени: исследование Дан. 8:9-14" см. в книге "Глубины пророчества", Заокский, Источник жизни, т. 1, 1998. В этой же книге есть доказательства того, что пророческие 2300 вечеров и утр обозначают 2300 буквальных лет (с. 164).

   
 

 

 

Hosted by uCoz